Решение Верховного суда: Определение N ВКПИ08-101 от 27.02.2009 Судебная коллегия по делам военнослужащих, первая инстанция

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ

РЕШЕНИЕ № ВКПИ 08-101

Именем Российской Федерации

27 февраля 2009 года г. Москва

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В при секретаре - лейтенанте юстиции Гавричкове В.В., с участием старшего военно го прокурора Главной военной прокуратуры полковника юстиции Багателии В.И представителей Правительства Российской Федерации - советника Департамента социальной защиты Министерства здравоохранения и социального развития Рос сийской Федерации Беловой М.С. и начальника отдела судебной работы Правового Департамента Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Андреевой А.А., рассматривая в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Таюпова Р Г о признании недействующим подпункта «г» пункта 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государствен ной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с воен­

ной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и

службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Госу­

дарственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помеще­

ний или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительст­

ва»,

установила:

Таюпов обратился в Верховный Суд Российской Федерации с вышеназванным заявлением, указав в обоснование, что распоряжением главы администрации ­

района города Республики Башкортостан от 9 апреля 2008 года он исключен из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании подпункта «г» пункта 26 Правил в связи с наличием у него в собственности жилья,

что не npедусмотрено ни Федеральным законом «О статусе военнослужащих», ни

положениями статей 49 и 50 ЖК РФ.

Поскольку правовые и социальные гарантии военнослужащих, предусмотрен­

ные Федеральным законом «О статусе военнослужащих», в силу пункта 2 статьи 4

названного Закона не могут быть снижены или изменены иными федеральными за­

конами и нормативными правовыми актами, к числу которых относится и подпункт

«г» пункта 26 оспариваемых Правил, заявитель настаивает на его пресечении как

нарушающем его право на жилище.

Заявитель, своевременно извещенный о времени и месте судебного разбира­

тельства, в суд не прибыл, просил рассмотреть дело без его участия.

Представители Правительства Российской Федерации - Андреева и Белова

требования Таюпова не признали и просили отказать в их удовлетворении, пояснив,

каждая в отдельности, что оспариваемый нормативный правовой акт издан Прави-

тельством Российской Федерации в пределах его полномочий и не противоречит

действующему законодательству.

I Выслушав объяснение заинтересованного лица, исследовав материалы дела и

заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении за-

явления отказать, Военная коллегия находит, что заявление не подлежит удовлетво Щ рению по следующим основаниям В соответствии со статьей 115 Конституции Российской Федерации, статьями

13 и 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ

«О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации

на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных

законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постанов­

ления и распоряжения, обеспечивает их исполнение, формирует федеральные целе- I вые программы и обеспечивает их реализацию.

В целях совершенствования порядка учета военнослужащих, подлежащих

увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или

в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотруд­

ников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жи­

лых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте

жительства, и реализации их прав на получение жилья в соответствии с законода­

тельством Российской Федерации Правительство Российской Федерации постанов­

лением от 6 сентября 1998 г. N 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежа­

щих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в за­

пас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и

сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получе­

нии жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном

месте жительства» утвердило Правила учета военнослужащих, подлежащих уволь­

нению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в от­

ставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Госу­

дарственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помеще­

ний или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства

(далее - Правила).

Данное постановление официально опубликовано в установленном действующим законодательством порядке в Собрании законодательства Российской Федерации от 14 сентября 1998 года № 37, ст. 4627, и в Российской газете от 19 сентября 1998 года,№ 180.

Таким образом, оспариваемое заявителем постановление принято уполномоченным на то органом государственной власти в пределах его компетенции и в со ответствии с требованиями части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации официально опубликовано для всеобщего сведения.

Утверждение Таюпова о том, что подпункт «г» пункта 26 Правил, на основа нии которого он снят с учета на получение жилья, нарушает его жилищные права и противоречит Федеральному закону «О статусе военнослужащих» и статьям 49 и 50 ЖК РФ, является ошибочным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Изложенное указывает на то, что при реализации жилищных прав военнослужащих помимо и другие нормы действующего законодательства.

В частности, основания и порядок предоставления жилого помещения по до говору социального найма, а также снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, предусмотрены главой 7 и статьей 56 ЖК РФ. Аналогичное положение, на основании которого граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, было закреплено в статье 32 ЖК РСФСР, действовавшего на момент признания Таюпова нуждающимся в получении жилья в ноябре 2000 года.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Одним из таких оснований по смыслу пункта 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ является наличие у граждан по установленным нормам жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, либо находящихся в их собственности.

Таким образом, закрепив в подпункте «г» пункта 26 Правил положение о снятии военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае решения их жилищной проблемы, Правительство Рос сийской Федерации действовало в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и Жилищным кодеком Российской Федерации.

С учетом изложенного ссылка в заявлении на отсутствие в статьях 49 и 50 ЖК

РФ условий, препятствующих военнослужащему, имеющему жилье в собственности, претендовать на получение другого жилья по договору социального найма как

на основание для признания оспариваемых Правил в указанной части незаконными

является несостоятельной.

Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый норма­

тивный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому норматив­

ному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение

об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 252 и 253 ГПК

РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации,

решила:

в удовлетворении заявления Таюпова Р Г о признании недей­

ствующим подпункта «г» пункта 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих

увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или

в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Го­

сударственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых поме­

щений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте житель­

ства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6

сентября 1998 года № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих уволь­

нению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в от­

ставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников

Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых по­

мещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жи­

тельства», отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда

Российской Федерации в десятидневный срок со дня его вынесения в окончательной

форме. I

Председательствующий:

Судья Верховного Суда Российской Фе и И.В. Крупнов


Комментарии ()

    Судебная практика по статье 49 ЖК РФ